КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА
Детский телефон доверия 8-800-2000-122
В ситуации, связанной с возможной угрозой здоровью или жизни, естественная реакция психики направлена на
переживание стресса. У детей, которые были непосредственными участниками события, могут происходить
следующие процессы. Обращаем ваше внимание на то, что каждый ребенок проживает ситуацию по-разному.
- В первые часы после происшествия: общая мобилизация ресурсов организма, направленная на выживание. В
эмоциональном состоянии - чувство отчаяния. Возможные телесные ощущения: головокружение, головная
боль, сердцебиение, сухость во рту, жажда и затрудненное дыхание.
- Первые трое суток. Первые контакты с теми, кто получил травмы, с пониманием масштабов происшествия
(«стресс осознания»). Возможные симптомы: ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния.
Преобладает чувство растерянности, возможны страхи, ослабление функций внимания и памяти. Возможные
телесные реакции: «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта,
снижение (даже отсутствие) аппетита.
- 3–12 суток после происшествия. Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако может
сохраняться пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, бедность мимики,
снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. Может появляться желание
«выговориться», сопровождающееся возбуждением, беспокойством. Могут появляться сны, в том числе
тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие пережитые впечатления. На фоне
некоторого улучшения состояния может снижаться уровень резервов организма: есть риск простудных
заболеваний, обострения хронических заболеваний. А может уменьшиться умственная работоспособность.
- Примерно с 12-го дня после случившегося активизируется общение, речь и мимика становятся такими же,
как до происшествия, восстанавливаются нормальные сновидения. Могут возникать симптомы предыдущих
стадий, но со временем они ослабевают.
У детей, которые не являются пострадавшими и непосредственными свидетелями происшествия, данные
процессы могут происходить по-разному: у кого-то более выраженно, у кого-то менее - вплоть до отсутствия
каких-либо симптомов. И это нормально.
В некоторых случаях реакции детей могут быть той же силы, как и у непосредственных участников. Это может
быть связано с обострением переживаний, относящихся к жизненному опыту ребенка: конфликты с друзьями,
неразделенная любовь, развод родителей или острые продолжительные конфликты между ними, переживание
утраты близких. Обострение происходит, если на момент событий ребенок не смог выразить возникшие
переживания, рассказать о них близким людям, получить поддержку.
Как поддерживать детей, переживающих последствия чрезвычайной ситуации:
- В период чрезвычайной ситуации у ребенка могут возникнуть регрессивные проявления (возврат в
поведении к более раннему возрасту). Это связано с повышенной потребностью в ощущении безопасности,
внимании родителей, их заботе. Важно дать ребенку побыть «маленьким», не требовать от него взрослого
и серьезного поведения.
- Быть рядом. Заботиться о физическом состоянии – своем и ребенка.
- Дети могут проявлять повышенную обеспокоенность и контроль за действиями взрослых. Это связано с
потребностью в восстановлении контроля над своей жизнью. Рассказывайте ребенку о том, что делаете, о
ближайших планах. Это снимает тревогу.
- При возникновении страхов – не обесценивать их (нельзя говорить фразы вроде: «Здесь никого нет,
перестань паниковать!»), необходимо выслушивать, проявлять заботу. Говорить простыми фразами,
сообщать, что ребенок в безопасности, вы заботитесь о нем.
- В случае возникновения дрожи - попросить не сдерживать её, так как это естественный способ выхода
накопившегося напряжения.
- Нужно постараться сохранить привычный для ребенка образ жизни (время еды, время сна, семейные
традиции, место жительства, школа, класс, дополнительные занятия и т.д.).
- Постараться оградить детей от информации, передаваемой в СМИ, если событие имело общественный
резонанс.
- В случае, если оградить от информации не получается, обсуждать увиденное и услышанное ребенком,
обращать внимание на критическое восприятие информации.
- Если ребенок сам начинает разговор о произошедших событиях, задавать конкретные вопросы - давать
честные ответы, но на доступном для его понимания языке, разрешать ребенку говорить о переживаниях,
связанных с произошедшими событиями тогда, когда этого ему захочется.
- При потребности ребенка рассказать о пережитом событии или последующих впечатлениях, выслушивать
доброжелательно, с вниманием и заботой, давать ему высказаться до конца, не осуждать, не перебивать
и не пытаться сменить тему. Помочь выразить возникающие чувства.
- Поощрять выражение ребенком собственных чувств через игру или рисунки: такой способ является более
подходящим для детей рассказать о том, что они пережили.
- Помочь ребенку включиться в обычную жизнь: вернуться к общению с обычным окружением, к
дополнительным занятиям, обычному уровню физической активности.
- Внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка: если что-то насторожило, то немедленно
обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Например, нарушения сна, аппетита, чрезмерная
замкнутость, заторможенность, немотивированная агрессия и т.п.
- Открыто выражать свои собственные переживания.
- Использовать возможности помочь телесному расслаблению ребенка: водные процедуры (теплая ванна,
душ), обучение глубокому дыханию.
- При достаточном уровне активности ребенка – прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, совместные
походы в кино, кафе и т.д.
Помните! Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят произошедшее с ним событие, или
жалуется на «страшные сны», на это обязательно нужно обратить внимание. Так же могут быть повторяющиеся,
навязчивые воспоминания о событии. Страхи – конкретных мест, людей, одетых определенным образом, страх
оставаться одному, открывать двери, выходить из дома и т.п. Подобные модели поведения нормальны сразу же
после события и помогают ребенку справиться. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились,
подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.